Внутренее убранство и иконостас

19

Центральный иконостас

 

20

Царские врата

Центральный шестиярусный иконостас храма, сооруженный в середине XVIII века [3], пережил и наполеоновское нашествие, и годы революционного лихолетья. Он включает в себя шесть ярусов, или чинов: местный, праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий и страстной. Над верхним ярусом помещены две круглые иконы в картушах: «Оплакивание Спасителя» и «Христос в темнице». По своей тематике они относятся к страстному чину, но при этом как бы намечают дополнительный седьмой ярус. Конструкцию иконостаса, покрытую великолепной резьбой в стиле барокко, венчает скульптурное изображение Распятия с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также — фигуры Ангелов с орудиями Страстей Христовых. Большая часть икон, как считают современные исследователи, старше самой конструкции иконостаса. В настоящее время их происхождение связывают с мастерами Оружейной палаты. В иконостасе помещаются иконы и более позднего времени. Особенно интересна по своим художественным достоинствам помещенная в местном ряду иконостаса икона «Сошествие во ад». Царские Врата центрального иконостаса отличаются одной особенностью, характерной для церковного искусства XVIII века. На их створках помещены резные рельефные изображения святых евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также коленопреклоненных святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста — составителей чинопоследований Божественной литургии, принятых в Православной Церкви и наиболее употребительных [24]. Замечательно и заключенное в медальон живописное изображение Благовещения Пресвятой Богородицы.

21

В алтаре Ризоположенского храма

 

22

Страшный Суд. Роспись западной стены четверика основного объема храма

Монументальная композиция на тему Страшного Суда, занимающая западную стену четверика основного объема храма, в основе своей относится к середине XVIII века. Роспись неоднократно подновлялась и переписывалась, но в целом сохранила первоначальные черты. В недавнее время она была полностью отреставрирована. Изображение Страшного Суда обрамляют фигуры Ангелов, держащих в руках священные свитки. Лепнина, которая покрывает своды и стены четверика, выполнена из алебастра, раскрашенного в яркие праздничные цвета. Она гармонирует с резным золоченым иконостасом и составляет вместе с ним единую стройную систему.

«Все стены до высоких сводов покрыты лепниной высокого рельефа, что редко встречается в памятниках церковного зодчества. Замысловатые картуши, сочные стебли и листья аканта, среди которых выглядывают головки ангелов, образуют стройную декоративную систему, вторящую резьбе иконостаса» [5].

Над центральным крестом доныне находится позолоченная корона.

46

Храмовые московского барокко

 

58

Св.Нино, просветительница Грузии

«При церкви состоял попечительный совет о приходских бедных и одноклассная церковно-приходская школа» [17].

В 1930-е гг. храм не закрывался. Беда подкралась к церкви уже в правление Хрущева, когда перед тогдашним митр. Крутицким и Коломенским Пименом, впоследствии Святейшим Патриархом, — был поставлен выбор: закрыть либо старый собор Донского монастыря, либо Ризположенскую церковь на Донской. После долгих переговоров удалось достичь уступки: власти удовлетворились тем, что оба храма обратили в один приход, а собор в Донском стал действовать только по праздникам.

Ныне здание храма летом почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями. Вместе с оградой оно стоит на государственной охране под № 19 [15].

Сохранились и образа: положения Ризы Господней в особом киоте за правым клиросом; Иакова Алфеева с частицами мощей святых в левом приделе; на западной стороне левого столба трапезы — образ св. Николая, копия с находящегося в г. Бари; на северной стене главного храма над образом Троицы икона Богоматери неизвестного наименования, необычайная по композиции: Божия Матерь изображена восседающей на воинских знаменах и орудиях разного рода, на вершине крепости. Образ, по-видимому, западного происхождения, ибо русские иконописцы не прибегали к подобным темам (вероятно, это упомянутый в 1887 г. образ Богоматери Ильинской-Чер-ниговской, однако в 1945 г. говорилось, что он «аналойного» размера. — [24]).

56

Орнаменты плафона

53

Надгробная доска на столпе трапезной части храма XVIIIв.

На стенной штукатурке южной стены главного храма чтимая икона Богоматери «Взыскание погибших», а за левым клиросом главного храма стоит Донской образ Божией Матери. На западной стороне правого столба трапезы хорошим письмом начала XVIII в. начертан Архистратиг Михаил.

Фактическим настоятелем храма в 1945 г. был преосвященный Макарий, еп. Можайский, отдавший его благоукрашению много сил. Он хиротонисан здесь 14 мая 1944 г. Патриархом Сергием во время последней литургии, отслуженной Святейшим накануне его кончины» [13].

В последнее время храм приписывается знаменитому зодчему Якову Бухвостову [3].

«Ныне наиболее чтимые храмовые святыни — аналойная икона «Положение Ризы Господней в Москве», в середину которой вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1951 г.; образ-складень, содержащий частицу мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малых частиц других святых.